Рейтинг@Mail.ru
Новое руководство Мьянмы будет решать проблемы, "отложенные историей" - РИА Новости, 15.03.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новое руководство Мьянмы будет решать проблемы, "отложенные историей"

© РИА Новости / Федор ВильнерВид на храм Баган, Мьянма. Архивное фото
Вид на храм Баган, Мьянма. Архивное фото
Читать ria.ru в
Президенту страны придется столкнуться с проблемами федерализма и взаимоотношений народов Мьянмы, а также отношений гражданских властей и армейского командования, считают эксперты.

БАНГКОК, 15 мар – РИА Новости, Евгений Беленький.  Новый президент Мьянмы Тхин Чжо был избран во вторник парламентским голосованием.  Главе страны и лидеру выдвинувшей его кандидатуру партии Национальная лига за демократию (НЛД) Аун Сан Су Чжи придется столкнуться с проблемами федерализма и взаимоотношений народов Мьянмы (Бирмы), а также отношений гражданских властей и армейского командования, доминировавшими в послевоенной истории страны и "отложенными" на будущие времена после военного переворота 1962 года.

Президентский тандем

С избранием Тхин Чжо, давнего друга и ближайшего соратника "иконы демократии" Аун Сан Су Чжи, на пост президента страны, в Мьянме возникает своеобразный тандем лидеров, на образование которого согласились и к возникновению которого готовились сторонники НЛД. После президентских выборов, вне зависимости от наличия или отсутствия у Су Чжи должности в правительстве, руководитель НЛД превращается в национального лидера, "стоящего над президентом", а президент Тхин Чжо становится основным проводником ее политики в государстве и в международных делах.

Еще до голосования в парламенте утром во вторник наблюдателям было ясно, что именно избранный Аун Сан Су Чжи "местоблюститель" Тхин Чжо получит большинство голосов и станет президентом. Сама Су Чжи не могла баллотироваться на этот пост из-за конституционного положения, запрещающего баллотироваться в президенты лицам, в семье которых есть иностранные граждане. Два сына Су Чжи являются подданными Великобритании, британцем был и ее покойный муж.

Вид на храм Баган, Мьянма. Архивное фото
Тхин Чжо избран президентом Мьянмы

Однако рассматривать Тхин Чжо просто как "руку Су Чжи в президентском кресле" было бы непозволительным упрощением, считают многие эксперты. По информации из источника в НЛД, Тхин Чжо был не единственным кандидатом, предложенным Аун Сан Су Чжи на рассмотрение руководству партии. Его кандидатура была одобрена членами ЦК НЛД не только по принципу лояльности лидеру. Тхин Чжо, в отличие от остальных кандидатов, хорошо известен в стране не только как соратник Су Чжи, но и как популярный писатель, пишущий под псевдонимом "Воин народа Мон" (Моны – одно из крупных нацменьшинств Мьянмы, проживающее также в Таиланде и Камбодже и сыгравшее важную роль в истории Юго-Восточной Азии), и как опытный государственный чиновник, работавший в прошлом в министерстве промышленности и в министерстве иностранных дел.

Нет сомнения в том, что Тхин Чжо на посту президента будет проводить линию партии, выработанную Су Чжи, однако его собственный опыт администратора и руководителя, которого лишена Су Чжи, так как она провела большую часть мьянманского периода своей жизни в оппозиции и под домашним арестом, может позволить ему выработать самостоятельный практический подход к руководству страной.

Грядущие изменения

Эксперты отмечают, что в дальнейшем НЛД, скорее всего, будет последовательно бороться за внесение изменений в конституцию страны, написанную и принятую еще при военном правительстве в 2008 году. В частности, будут новые попытки отменить ограничение на занятие поста президента и вице-президентов для лиц, в семье которых есть иностранные граждане, чтобы расчистить путь Су Чжи к президентскому креслу на следующих выборах. Однако выполнимость этой задачи в скором времени сомнительна без достижения компромисса с военными, так как по конституции фракция вооруженных сил в парламенте страны составляет 25% депутатов, и к ней тяготеют депутаты от нескольких партий, в том числе бывшей правящей Партии союзной солидарности и развития. Для внесения поправок в конституцию необходимо 75-процентное большинство.

Новая администрация Мьянмы будет продолжать демократические реформы в стране, начатые правительством президента Тейн Сейна, представлявшим Партию союзной солидарности и развития. Однако наиболее заметные шаги в этом направлении – переход к выборной системе формирования органов власти, массовые амнистии политзаключенных, либерализация СМИ и финансовой системы – уже сделаны предыдущей администрацией Тейн Сейна. На долю нового президента и кабинета министров достанутся многие важные элементы демократизации общества и системы власти, однако истинно революционных преобразований от новых властей ожидать не приходится, считают эксперты, так как они уже были во многом успешно проведены в жизнь предыдущим правительством. Сомнительной выглядит и интенсивная демилитаризация общества и политики, так как вооруженные силы Мьянмы, руководившие страной с 1962 по 2010 год, сохраняют за собой ключевые силовые министерства – обороны, внутренних дел и пограничной охраны, и продолжают играть особую роль в политической жизни страны.

Отложенный федерализм

Очередь у избирательного участка в Мандалае. Архивное фото
Военные в Мьянме выдвинули кандидатом в президенты отставного генерала

Мьянма, тогда называвшаяся Бирмой, обрела независимость от Великобритании в 1948 году. Автономия и права семи крупных и более ста малых национальных меньшинств Мьянмы, компактно проживающих в национальных штатах и районах, с того момента стали одной из главных проблем, стоявших перед первыми послевоенными правительствами. В годы Второй мировой войны представители всех национальностей страны объединились под флагом Антифашистской лиги национальной свободы (АЛНС) – политической организации, ставившей цель завоевания независимости. Руководил организацией генерал Аун Сан, создатель национальных вооруженных сил, виднейший бирманский политик своего времени и отец Аун Сан Су Чжи. Аун Сан был единственным пока в новейшей истории Бирмы лидером, которого охотно слушали и слушались лидеры всех политических фракций, входивших в АЛНС, и всех политических и военных организаций национальных меньшинств. Генерал, возглавивший после войны временную переходную администрацию, погиб в 1947 году, за несколько месяцев до обретения независимости, вместе с большинством своих министров в результате теракта.

Смерть Аун Сана стала импульсом к расколу АЛНС, различные фракции которой, обладавшие собственными вооруженными формированиями, уже в 1949 году начали воевать друг с другом в гражданской войне, продлившейся до середины 1990-х годов.

Война шла по большей части в национальных штатах, по окраинам Бирмы, в то время как центральная часть страны оставалась под властью демократически избранного правительства в Рангуне (Янгоне). Однако в 1958 году, когда возникла реальная угроза развала страны и атаки вооруженных формирований нацменьшинств на Рангун, гражданское правительство само временно передало власть военным во главе с генералом Не Вином, одним из соратников и помощников Аун Сана во времена создания вооруженных сил Бирмы. В 1960 году военные вернули власть гражданскому правительству, однако в 1962 году, когда ситуация на фронтах гражданской войны снова ухудшилась, генералы во главе с Не Вином совершили военный переворот и повели Бирму по пути "бирманского социализма".

Военное правление сохранилось в Бирме – Мьянме с тех пор и до 2010 года. Несколько раз сменялись группы генералов, управлявших страной, "бирманский социализм" сменился рыночной экономикой, но постоянным оставался лозунг союзной солидарности и спасения страны от развала на мелкие национальные княжества, под которым военные пришли к власти в 1962 году.

Сепаратизм, этнический национализм и дух автономии подавлялись силой во времена военных правительств. К середине 1990-х годов военным удалось договориться с большинством национальных "армий", которые влились в состав вооруженных сил страны на правах отдельных национальных формирований, призванных охранять границы государства и поддерживать порядок в национальных штатах и районах. Система военного правления ограничивала и антиисламское крайне националистическое движение собственно бирманцев, основной национальности Мьянмы, созданное в 1980-е годы экстремистски настроенными буддийскими монахами.

Приход к власти в 2011 году первого за 50 лет выборного правительства ослабил давление государства как на национальные меньшинства, так и на крайних националистов. Кровавые конфликты между буддистами и рохинджа – мусульманами бенгальского происхождения в национальном штате Аракан (Ракхайн) и мусульманские погромы в центральной Мьянме в 2012 – 2013 годах стали самым заметным проявлением новой ситуации, в которой правительство обязано полагаться на закон, а не на военную силу, в разрешении межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Пробуждение национализма отмечено в последние годы и в других частях страны, в некоторых из них возобновились военные действия с участием местных вооруженных формирований.

В то же время в парламенте Мьянмы сразу после того, как НЛД выиграла ноябрьские выборы в прошлом году, вопрос федерализма начал активно обсуждаться депутатами обеих палат – верхней Палаты национальностей и нижней Палаты представителей. НЛД и военные явно понимают федерализм по-разному. Еще несколько лет назад представитель вооруженных сил в разговоре с корреспондентом РИА Новости сформулировал отношение военных к возможному приходу НЛД к власти. "Если к власти придет Су Чжи, страна развалится минимум на семь независимых частей", сказал он. Многие военные продолжают культивировать эти опасения и сегодня. Сторонники военных в Мьянме задаются вопросом: сможет ли администрация Су Чжи – Тхин Чжо удержать в повиновении местных лидеров национальных территорий, а эти территории – в составе государства? Найдет ли форму федерализма, отвечающую как сохранению целостности страны, так и чаяниям нацменьшинств, ожидающих широкой автономии, а в некоторых случаях и самоопределения?

Сама Аун Сан Су Чжи не раз заявляла о своей приверженности к сохранению целостности Мьянмы, как единого государства. Во время избирательной кампании лидер НЛД постоянно встречалась с руководителями политических организаций и группировок нацменьшинств, обсуждая с ними будущее страны. Тот факт, что в ходе голосования по выборам президента во вторник многие депутаты от национальных штатов проголосовали за кандидатуры от НЛД – Тхин Чжо и Генри Ван Тхи Ю, который стал вице-президентом – говорит о том, что на этом этапе стратегия Аун Сан Су Чжи себя оправдывает.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала